Педагог-психолог советует
Календарь развития ребёнка
Родители всегда хотят знать, в чем их ребенок преуспел по сравнению со сверстниками, а в чем отстает от них. Предлагаем вам для справки примерный перечень необходимых навыков и умений, которыми маленький человечек должен овладеть к определенному взрасту.
Этот перечень, с одной стороны, далеко не полный, а с другой – несколько условный.
Ведь норма – это всегда что-то примерное, среднестатистическое, а все индивидуальны и неповторимы.
К году:
- Знает, как его зовут.
- Понимает слово «нет».
- Понимает и выполняет несложные просьбы.
- Повторяет простые одно- и двусложные слова.
- Играет в «Сорока — белобоку», желает «Спокойной ночи».
- Говорит «мама», «папа» и еще около десятка слов, обычно существительных.
- Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов.
- По вашей просьбе дает игрушку.
- С удовольствием смеется.
- Хорошо слышит и различает много звуков.
- Демонстрирует искреннюю любовь к вам.
- Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе.
- Активно рисует карандашом или мелком каракули.
К двум годам ребенок:
- Обладает запасом в 200 – 300 слов.
- Пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями.
- Прислушивается к словам и понимает их значение.
- Любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации.
- Называет предметы, изображенные на картинках.
- Хорошо знает свое имя, произносит его.
- Пользуется словами «да», «нет», «ещё».
- Выражает просьбу словами, а не только жестами.
- Использует существительные в разных падежах ( то есть с разными окончаниями).
- Согласует предмет и действие ( «машина едет», «собака лает», «я хочу»).
К трем годам ребенок:
- Часто задает вам вопросы.
- Пользуется двух-, трехсловными предложениями.
- Говоря, высказывает свои мысли.
- Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
- Имеет словарный запас 1000-1500 слов.
- Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
- Знает время суток.
- Называет как минимум два цвета.
К четырем годам:
- Владеет словарем примерно в 1500 слов.
- Начинает употреблять сложные предложения.
- Говорит предложениями из 4-5 слов.
- Задает много вопросов, использует слова «кто?», «почему?»
- Использует выражения типа: «я думаю, что…», «я надеюсь, что…»
- Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
- Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
- Правильно произносит звуки.
К пяти годам малыш:
- Обладает словарным запасом около 3000 слов.
- Знает свой адрес.
- Пользуется предложениями из 5-6 слов.
- Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
- Умеет пересказывать.
- Правильно произносит почти все звуки.
- Определяет право-лево у себя, но не у других.
- Знает простые антонимы (большой-маленький; твердый-мягкий).
- Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
- Считает до десяти.
- Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
Памятка для родителей.
Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада.
- Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочнице, ходите на дни рождения друзей, новогодние праздники…
- Максимально приближайте домашний режим к распорядку дня в дошкольном учреждении ( упорядочить часы сна, бодрствования, питания и т.д.), при выполнении режимных моментов поощряйте и развивайте детскую самостоятельность.
- О предстоящем поступлении в детский сад беседуйте с ним, как о радостном событии. Воздержитесь говорить о собственных переживаниях, опасениях в присутствии ребенка.
- Придите заранее в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, воспитателями… Лучше это сделать , когда дети гуляют на улице или играют в групповой комнате.
- Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи нуждается. Определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
- В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Не оставляйте ребенка на целый день. Не опаздывайте, забирайте ребенка вовремя.
- Дайте ребенку в детский сад любимую игрушку, уговорите оставить ее переночевать в садике, а наутро снова с нею встретиться. Если ребенок не соглашается, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете, как ребенку удается привыкнуть к детскому саду.
- Поиграйте с ребенком с домашними игрушками в детский сад, распределите роли детей, воспитателей. Помогите игрушке найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя на игру и положительные результаты.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ДЕТСКИЙ САД?
Детский сад никак нельзя считать местом, где за ребенком просто присматривают. Целью детского сада является развитие всех способностей ребенка, как умственных, так и физических, чтобы помочь сформировать его личность, дать ему шансы для будущих успехов.
В детском саду ребенок откроет для себя мир коллектива, со своими правилами. Он будет сталкиваться с другими детьми, которые станут его друзьями или с которыми он вступит в конфликт, который он научится урегулировать при помощи воспитателей. Он станет достаточно самостоятельным, чтобы учиться в школе, которая займет четверть его жизни.
Очень важно, чтобы поступление ребенка в детский сад прошло успешно, и это во многом зависит от вашего отношения. Успешным его можно считать, если ребенку нравится его новая жизнь. Чтобы увеличить шансы на успех, подготовьте его заранее, часто и с радостью рассказывая ему о том, что его ждет.
Как подготовить ребенка?
Чтобы подготовить ребенка к важному событию поступления в детский сад, объясните ему для чего нужно ходить в детский сад, какие преимущества ребенок получит от этого. В зависимости от характера ребенка, расскажите ему о саде то, что может его привлечь. Для одного это будет местом, где он будет играть с детьми своего возраста. У него появятся друзья. Он будет там слушать музыку. Сможет двигаться на большом пространстве. Другому понравиться мысль быть взрослым, пойти туда, где находится его брат (сестра). Подкрепите ваши рассказы конкретными деталями ( воспитательница поможет, если у него будут трудности с надеванием обуви; там делают много забавных вещей, но в то же время нужно соблюдать некоторые правила, нельзя делать все, что хочешь). Во время ваших прогулок вы можете пройти с ним путь до детского сада. Можете совершить прогулку по саду, посмотреть детскую комнату, игрушки. Детскую посуду, кукол, детские конструкторы. Он увидит комнату сна, маленькие кроватки для дневного сна, столовую, туалеты по росту детей. Он встретится со своей будущей воспитательницей и другими взрослыми, которые будут заниматься с ним в течение года.
Первый день.
Чтобы вы ни делали, весьма вероятно, что в первый день не миновать слез. Постарайтесь не драматизировать ситуацию, успокойте ребенка: скажите, что вы понимаете его, сохраняйте улыбку и будьте раскованы. Если у вас есть возможность проводите ребенка в детскую комнату, покажите ему игрушки, которые обычно интересуют его, постарайтесь вызвать его любопытство к новым игрушкам, с которыми он может познакомиться. Подведите его к знакомому ребенку, поцелуйте его на прощание и поручите заботам воспитательницы.
Найдите момент, когда она будет свободна и поговорите с ней. Как только вы увидите, что она взяла его в свои руки, начала заниматься с ним, вам лучше всего сразу уходить.
Время привыкания.
Первый период в детском саду может оказаться трудным. Это совершенно нормально. Стойко выдерживайте плач и отказ идти в детский сад, важно приучить ребенка регулярно посещать его. Разрыв с семейной средой очень велик, и ребенок, который кажется вполне приспособившимся в первые дни, может закапризничать через несколько недель, когда пройдет привлекательность новизны. Считается, что полная адаптация наступает через два-три месяца.